На современном этапе развития человечества стремительно меняются сознание и структура существующего общества, модифицируются сферы деятельности, видоизменяются уклад и образ жизни, преобразовывается и сам человек. Изменяются подходы и инструменты познания окружающей действительности, появляются новые области научных знаний, которые главным образом основываются на ранее неизвестных явлениях и технологиях. В большинстве случаев люди о них не имели никакого представления вообще, либо оно было неполным. Современные реалии требуют активного исследования и глубокого понимания природы многих происходящих процессов. Всё это влечет за собой возникновение новых областей знаний. Впоследствии отдельные направления этих систематизированных знаний в немалой степени будут определять дальнейший ход развития науки, способствовать росту её прикладного значения и служить всеобщему благу. Система научных знаний о законах развития человека и его потенциальных возможностях является чрезвычайно важной составляющей и движущей силой эволюции.
Британский физик, математик и механик Джеймс Максвелл (1831 – 1879) утверждал: «…Для развития науки требуется в каждую данную эпоху не только, чтобы люди мыслили вообще, но чтобы они концентрировали свои мысли на той части обширного поля науки, которое в данное время требует разработки». Для меня таким неизведанным «полем науки» выступает хирология.
Профессиональный интерес и понимание важности и необходимости признания хирологии официальной наукой, подтолкнули меня к написанию цикла статей по этому вопросу, в том числе способствовали появлению настоящей публикации.
- Статья «Наследие прошлого: хирология XIX и начала XX веков» — Часть 1 и Часть 2 (2017) стала первым обращением к поднятой теме. Основная мысль статьи сводится к тому, что историческое прошлое не исчезает во времени и пространстве, не остаётся в безвестности, а служит основой и достойным фундаментом настоящему. Оно вызывает пристальный интерес потомков, бережно сохраняется, изучается и используется ими в целях решения проблем, владевших вниманием и умами представителей предшествующих поколений, проблем, приобретающих с течением времени все большую остроту и важность.
- В статье «Хирология: тернии на пути к научному чтению рук» (2018) обосновывается актуальность исследуемого вопроса, рассматриваются основные причины, препятствующие признанию хирологии официальной наукой, ставятся задачи, решение которых может позволить научному миру и обществу принять её в качестве/статусе самостоятельной науки или отдельного научного направления.
- Настоящая статья «Хирология с позиции научного знания. Точка зрения» (2018) возвращает читателя к вопросам необходимости и целесообразности официального признания хирологии отдельным направлением/разделом научных знаний. В общих чертах в статье представлено мнение автора по поводу возможных перспектив решения обсуждаемой проблемы, сформулированы первоочередные, на мой взгляд, задачи и предложения по выработке алгоритма практических действий – шагов, способных приблизить нас к реализации данной цели.
Думаю, я ещё не раз обращусь к этой теме – важность обсуждаемого вопроса мне кажется бесспорной, и вслед за перечисленными выше статьями появятся другие мои публикации о продвижении хирологии по пути общественного признания и получения официального научного статуса.
История развития хирологии отличается неравномерностью. В настоящее время хирология переживает очередной этап своего бурного развития, и области ее возможного применения расширяются. Становится очевидным, что хирология может не только предоставлять полезную человеку и обществу информацию, но и в значительной мере обогащать и дополнять знания человека о самом себе и окружающей действительности.
Сегодня сложно представить эффективное осуществление различных видов деятельности на производстве, в медицине, искусстве и других сферах без знания и понимания природы человека, психологических основ и закономерностей его существования. Рост научного знания постепенно стирает грани между отдельными науками. Загадки и ответы на них, выходящие за пределы одной науки, создают новые области знаний, при этом, как писал Карл Поппер (1902 – 1994) в своем научном труде «Логика научного исследования»: Нет ничего проще, чем представить ту или иную проблему как «бессмысленную» или «псевдопроблему». Возможно, сегодня подобным образом многим нашим современникам удобно трактовать проблемы хирологии.
Научное знание вырабатывается в ходе научной деятельности и представляет систему объективных выводов, в основе которых лежит выявление достоверной информации по результатам исследований и практических разработок. Методы получения научного знания опираются на непреложные и достаточные доказательства, предполагают теоретическую и опытную проверку истинности представленных фактов. В итоге научное знание обязательно находит свое применение в различных сферах и областях жизни человека. Попытки применить названные выше требования к хирологии и вписать её в общепринятые рамки научного знания наталкиваются на ряд определённых сложностей. В хирологии мы имеем дело не с абсолютными истинами, но с точными логическими выводами и убеждениями практиков-исследователей, их общепонятными доводами и конкретными заключениями, колеблющимися в относительных пределах. Здесь сам человек выступает творцом научной идеи и научного познания. Это тот самый случай, когда группа людей или отдельный человек, часто далекий от науки, указывают на научные факты, делают разительные обобщения и выстраивают неопровержимые гипотезы, выступая источником и распространителем научной мысли. Эта сфера знаний бесконечна и глубока, как и окружающая нас реальность. Она требует масштабного проникновения, серьезного изучения, содержательного и четкого формулирования.
В настоящее время в России действует утвержденная Классификация областей науки. Она соответствует Номенклатуре научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.02.2009 № 59 (зарегистрирован Минюстом России от 20.03.2009 № 13561). В нашей стране отрасль знаний считается научной в случае ее официального включения в список признанных государством научных дисциплин и возможности присвоения ученых степеней по этой дисциплине, а также утверждения состава экспертного совета при Высшей аттестационной комиссии (ВАК).
Хирология могла бы органично вписаться в одну из существующих научных областей и получить исключительные возможности для дальнейшего развития. С моей точки зрения, по целям, задачам, содержанию и предмету исследований хирология практически граничит, и даже смыкается, с психологией, которой в познании человека отводится особое место. Я думаю, имеет смысл в качестве одного из потенциально возможных вариантов решения проблемы присвоения хирологии официального статуса научной дисциплины рассматривать вопрос её включения в отрасли, относящиеся к психологии. Таким требованиям соответствуют Общественные науки (раздел 5), поскольку именно области общественных наук принадлежит отрасль 19.00.00 «Психологические науки» со специальностью 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии». Содержание специальности (исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы) во многом перекликается с целями и задачами, решаемыми в рамках хирологии. Вполне возможно, что знания, накопленные хирологами и хиромантами, помогут расширить содержание этой специальности, сформировав новое научное направление.
Сегодня признание хирологии официальной наукой требует серьёзного научного обоснования и представления достаточного количества научных работ по названной тематике. Мне кажется, что было бы своевременным и правильным (необходимость в этом назрела давно) создать координационную структуру, например, рабочую группу по выработке и реализации практических механизмов осуществления последовательных организационных действий в рамках решения вопроса о научном статусе хирологии. Рабочая группа могла бы объединить усилия отдельных представителей данной профессии, заинтересованных в решении обсуждаемой проблемы, готовых внести реальный вклад в организацию процесса подготовки и проведения согласований на всех официальных уровнях и способных её решить. В составе рабочей группы должны быть энтузиасты, понимающие, что их силы, время, физические и материальные затраты на прохождение всех ступеней бюрократической лестницы вряд ли компенсируются когда-либо. Кроме того, нельзя исключать возможные неудачи и неблагоприятный исход дела. Откровенно говоря, вообще вся эта затея может оказаться провальной.
Однако, если, несмотря на все предстоящие трудности и сложности, рабочая группа или какая-либо другая координационная структура будет создана, то, её деятельность должна будет строиться с учетом проведения обязательных, с моей точки зрения, мероприятий и процедур.
Примерный поэтапный план работы может выглядеть следующим образом:
1 этап – Формулирование основных требований по включению хирологии в Классификацию областей науки;
2 этап – Определение цели хирологии;
3 этап – Создание критериев достижения цели;
4 этап – Построение модели для обоснования решения;
5 этап – Поиск эффективного решения реализации модели;
6 этап – Согласование решения и устранение недостатков;
7 этап – Утверждение решения;
8 этап – Представление пакета документов органам государственной власти/регистрации;
9 этап – Контроль процедуры официального признания хирологии в качестве одного из научных направлений.
Безусловно, данный план учитывает не все ключевые моменты и нюансы, которые возникнут в процессе работы, поэтому возможно внесение изменений, дополнений и уточнений в него.
Отмечу ещё один важный, на мой взгляд, аспект. Он касается сотрудничества с официальными научно-исследовательскими структурами в рамках обсуждаемой тематики. Если бы существующие научные организации, в том числе учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов психологической направленности, проявили заинтересованность в решении этой проблемы, можно было бы рассчитывать на их поддержку и содействие. Их опыт работы с законодательными и исполнительными структурами органов власти, касающийся утверждения и согласования новых направлений научной деятельности и специальностей подготовки, бесспорно, оказался бы полезным. Наличие такого союзника крайне важно для положительного решения вопроса о научном статусе хирологии.
Сформулирую еще один – главный, с моей точки зрения, аргумент в пользу актуальности вопроса о признании хирологии официальной наукой. Без надлежащей научной организации процесса проведения исследований и создания соответствующей научной базы хирология потеряет свои наработанные годами и поколениями знания. Вместо системного научного знания, подтвержденного точно установленными практикой данными, результатами исследований, выводами и теоретическими обобщениями, большинству наших современников хирология всё так же будет казаться увлекательным интеллектуальным аттракционом, использующим в качестве инструментария мозаичный набор разрозненных и субъективно трактуемых сведений.
Возможно, кроме меня этими проблемами и вопросами озабочены и уже занимаются мои коллеги, возможно, мы идём параллельными курсами. Я думаю, что скоординированные совместные действия могли бы значительно помочь распространению знаний о возможностях хирологии. В заключение приведу цитату выдающегося физика-теоретика и общественного деятеля-гуманиста Альберта Эйнштейна (1876 – 1955): «Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой».