Достижения хиромантов XIX и начала XX веков без сомнения сформировали основу для развития хирологии. Видный французский ученый д’Арпентиньи изучал хиромантию по старинным книгам и усовершенствовал методы чтения по руке. Он настаивал на том, что анализ ладони следует начинать с формы самой руки, ее окраски, формы пальцев и их суставов, формы ногтей. Только после этого хиромант вправе переходить к знакам и линиям на ладони. Свой метод определения характера человека по общим контурам и соотношению размеров всех частей руки он назвал «хирогномонией». Его подход в определении последовательности исследования руки был основополагающим в то время. В своем общем виде он сохраняется и сегодня.
Учеником д’Арпентиньи был французский исследователь хиромантии Адольф Дебарроль, который предпринял попытку вывести хиромантию из мира заблуждений, шарлатанства и дать ей место среди прочих наук. Дебарроль стремился связать учение о чтении по руке с другими оккультными дисциплинами, такими как каббала, графология, френология и физиогномика. Он расширил границы возможного в хиромантии, показал необходимость комплексного изучения руки, и определил ее неразрывную связь с другими науками. Этот метод исследования вскоре получил название «хирософия», которая впоследствии стала философской основой хирологии и приблизила ее к получению статуса науки.
Г. Карус в своем произведении «Основы и значения различных форм рук» (1846) и Иоанн Лансберг в труде «О ладони» (1861) делают успешную попытку определить научную основу хирософии. В 1885 году выходит книга английского хироманта Эдварда Герон-Аллена «Руководство по хирософии», в которой он определяет хиромантию как предсказывание будущего по рукам и хирогномию как определение характера по форме руки, объединяя эти два направления в хирософию – науку о руке.
Начало ХХ века охарактеризовалось бурным ростом интереса и развития хиромантии. На Мюнхенском конгрессе теологов начала XX века принимается решение хиромантию в дальнейшем называть хирологией, так как греческая приставка «мантия» означает гадание, а «логия», т.е. «знание» — определяет научность этих знаний о руке. Хирология уже становится серьезной дисциплиной. В 1900 г. в США выходит книга «Законы научной хиромантии» Уильяма Дж. Бэнхема. Он объединил работы д’Арпентиньи и Дебарроля. В этом же году увидела свет книга известного английского хироманта – графа Луиса Хамона (псевдоним Кейро) «Язык руки», в которой он уделяет огромное внимание практическим аспектам учения о руке.
Немецкий эзотерик, оккультист и хиромант Ганс Фреймарк выпускает книгу «Хиромантия, или тайны руки» в 1910 году и называет ее руководством по определению типа, характера и наклонностей человека, формирующих его прошлое, настоящее и будущее. Книга получила высокую оценку у его последователей. Часть материалов его книги включена в конволют в виде материалов рукописей того времени. Он утверждает:
В XXI веке естественные науки успешно развиваются. Понимание некоторых знаков хиромантии теперь воспринимается с позиции современных, а не прошлых знаний по физиологии, анатомии, биоэнергетике, неврологии и психологии. Однако наибольший прорыв в хирологии методологического характера был сделан именно в XIX и начале XX веков. Хироманты прошлых столетий передали эстафету своим последователям.
Изучая труды хиромантов разных поколений, можно сделать вывод, что для развития хирологии и признания ее официальной наукой необходима преемственность. Поскольку более высокая ступень в развитии хирологии как науки возникает на основе предшествующей ступени, необходимо сохранить все ценное, что было накоплено раньше. Необходимы также взаимодействие и взаимосвязь различных направлений естественных наук. Предмет хирологии может и должен исследоваться приемами и методами другой науки, например, психологии. В итоге появятся условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений. В своем развитии любая наука проходит этапы длительного накопления и последующего применения имеющихся знаний, чередуясь с процессами бурного скачкообразного прорыва в теоретической и практической областях. Могут происходить изменения, качественно расширяющие, уточняющие и дополняющие ранее принятые теории, принципы и понятия. В результате накопления новых данных и открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних представлений человека о картине мира, следует коренная перестройка ранее установившихся законов, пересмотр фундаментальных положений и принципов.
Наука не должна отрицать эзотерику, по сути, она обязана ее внимательно изучать и рассматривать все необычное и непонятное с позиции новейших научных знаний. Уже сегодня получают научное подтверждение многие из тех эзотерических знаний, которые еще вчера наукой категорически отрицались. Так, например, изучение пальцевых узоров дало толчок к возникновению в конце XIX века новой отрасли знаний – дерматоглифики.
Именно поэтому книгу «Хирософiя» 1904 года (конволют), о которой я вам рассказала, с уверенностью можно отнести к одной из важнейших составных частей фундамента или «золотого запаса» хирологии.