Человек уже много веков является предметом познания самого себя, поскольку без постижения и понимания им основ собственных действий и закономерностей эволюции невозможно осуществление многих видов его деятельности. Система научных знаний о человеке и его потенциальных возможностях является очень важной для общественного развития. В этом познании природы человека особое место следует отвести науке чтения по руке, которую на сегодняшний день принято именовать хиромантией – «искусством чтения» или «гаданием» по руке. Тем не менее, нельзя отрицать вероятность и полезность использования данных, накопленных хиромантами, для составления целостного представления о человеке.
Становление хиромантии прошло трудный путь, неравномерный и изменчивый по способу и характеру развития. Во многом это обусловлено нематериальным или неосязаемым результатом деятельности хироманта, что порождает сложности в фиксации результатов его труда, определении коэффициента полезного действия и, следовательно, превращении этой области знаний в самостоятельную науку.
Термин «хиромантия» произошел от древнегреческого χείρ — рука и μαντεία— гадание, то есть гадание или предсказание по руке. История хиромантии насчитывает более 3000 лет, на протяжении которых она развивалась главным образом в рамках философии и естествознания, хотя научно и не была признана.Однако в XXI веке не представляется возможным без адаптации под текущие реалии применять разработанные много веков назад подходы и способы к чтению линий и знаков на руках. Жизнь современного человека, его мировоззрение и образ жизни существенно отличаются от жизни его предшественников. С развитием и расцветом естественных наук трансформировались и взгляды на хиромантию. Процесс развития хиромантии я уже подробно рассматривала в статье Наследие прошлого: хирология XIX и начала XX веков – Часть 1 и Часть 2.
В ХIХ веке происходит стремительное развитие хиромантии. В начале XX века на Мюнхенском конгрессе теологов принимается решение хиромантию называть хирологией. В переводе с греческого «мантия» означает «гадание», а «логия» – «знание», то есть в данном случае название уже говорит само за себя. Хирология начинает претендовать на признание ее наукой, однако на практике она до сих пор не причислена к наукам и формально относится к оккультному учению. В данной статье поговорим о препятствиях на пути становления и формирования хирологии как науки чтения по руке. Продвижение, а тем более подготовка общественного сознания, осмысление и принятие такого подхода при чтении рук в обществе, в действительности очень сложный процесс, поэтому на данном этапе во многом он выступает основной целью работы исследователей в этой области.
Понятием «наука» занимаются философы, и оно имеет три основных значения:
- в первом, наука представляет собой процесс (научная деятельность), направленный на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности;
- во втором, наука – результат этой деятельности, то есть система достоверных научных знаний;
- в третьем, наука – одна из форм общественного сознания (социальный институт, сообщество ученых).
В общепринятом смысле наука является основой познания объективной реальности. Не углубляясь в историю, философию и гносеологические основы «науки», попробую напрямую подойти к обсуждению вопроса о возможности рассмотрения хирологии как науки. Для начала приведу высказывание величайшего русского ученого, основателя геохимии и радиогеологии Владимира Ивановича Вернадского (1863 – 1945): «Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведет меня в дебри; но я не могу не пойти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить ее идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня… И это искание, это стремление — есть основа всякой научной деятельности». Вооружившись этой цитатой и воспользовавшись ею в качестве отправной точки, перехожу к освещению главной мысли настоящей статьи.
Как известно, выдающиеся научные открытия происходят чаще всего в результате озарений или интуитивного понимания и проникновения человеком в суть вещей. При этом ученый, активно использующий средства научного познания, должен быть всегда открыт новым идеям и нестандартным мыслям, свободен и беспристрастен в суждениях при встрече с неизведанными и неизученными явлениями и объектами. Хиромантия, применяющая методы практического подхода в качестве инструментария при изучении способностей и возможностей человека, сегодня занимает особое место в системе учений о природе человека. В то же время говорить о хирологии как о научном направлении, в основе которого лежит теория чтения особенностей личности по рукам, пока сложно и рано.
Почему же официально хирология до сих пор не признана наукой?
Я выделяю несколько причин, определяющих, на мой взгляд, существующее положение дел:
- При трактовке линий и знаков на руках не применяется единая терминология, что не позволяет четко и обосновано представлять выводы по результатам чтения рук с использованием научного «языка» или понятийного аппарата хирологии.
- Отсутствует целостность научных подходов/методов и системность знаний о чтении руки, которые описывают объективные закономерности формирования и развития руки, линий и знаков на ней.
- Знания о чтении линий и знаков на руке и их применение на практике во многом зависят от личностных особенностей хироманта. Это препятствует разрешению противоречий в трактовке результатов анализа рук человека, становлению научных методов диагностики и прогнозирования различных состояний и возможностей человека по признакам руки, созданию единой методологии и системного подхода к исследованиям на данном этапе их развития.
- Результаты исследования, получаемые при чтении руки, снижают уровень научной объективности, так как, по мнению представителей научного сообщества, они весьма субъективны.
- Для современной науки отдельные подходы, применяемые в хиромантии, являются во многом революционными, однако, признав их, сама наука может быть в определенном смысле скомпрометирована, что нанесет серьёзный вред её собственной репутации.
- Современные реалии стремительно меняются, а отражение этих новых реалий и фактов жизни у человека на руках не фиксируются и не обосновываются хиромантами с позиций эволюции человека.
- Общественное сознание не готово к восприятию новых подходов к исследованию способностей и возможностей человека влиять на окружающую его действительность.
Хиромантия является областью исследований, в которой возможны революционные прорывы, способные сделать хирологию наукой с большим потенциалом. Русский ученый-энциклопедист, химик и физик Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907) писал: «Мысль, совсем свободная и как таковая – оставленная себе самой, ничего не может произвести, потому что душе науки, т.е. ее законам, гипотезам и теориям, нужно тело, материальное содержание, чтобы вышел организм науки. Одни мертвые факты, как и одни свободные умозрения, науки еще не составляют».
Что же необходимо сделать исследователям на пути продвижения хирологии к признанию её научным миром и обществом в качестве/статусе самостоятельной науки или отдельного научного направления?
Безусловно, исследователям предстоит большая работа по систематизации огромного количества практического материала. Формирование объективных научно подтвержденных выводов поможет признать хирологию наукой об общих закономерностях, влияющих на изменения формы руки, конфигураций линий и знаков на ней, определяющих индивидуально-личностные свойства человека. На этом пути мне видится крайне важным разработать научный аппарат, который позволит выявить и описать эти закономерности с научных позиций. Необходимо представить хирологию как систему знаний, базирующихся на принципах чтения рук, прошедших теоретическую и экспериментальную проверку и подкреплённых неоспоримыми доказательствами. Полученные знания, как и результаты исследований, должны активно использоваться человеком для составления целостного представления о себе и могут применяться в различных сферах жизни общества.
Это прекрасный и удивительный путь, позволяющий по-новому посмотреть на возможности человека, не правда ли?