Среди вопросов телепортации, гипноза, медиумизма или исследования объектов в других измерениях, рассматриваемых эзотерическими учениями, огромный интерес для меня представляют вопросы о возможностях человеческого мозга. До сих пор мозг человека является одной из самых неизведанных областей физиологии человека. Результаты последних исследований указывают на невероятные и подчас удивительные способности мозга, которые в отдельных случаях превышают возможности мощного компьютера, и этот парадокс пока не удаётся объяснить с позиций современной науки.
В данной статье я, опираясь на собственный профессиональный опыт, попытаюсь изложить свою точку зрения относительно проблем изучения хиромантами одной из главных линий на руке – линии Головы. Эта тема всегда волновала предсказателей человеческих судеб и исследователей линий на руках. Хироманты прошлых столетий неоднократно предпринимали попытки раскрыть тайны линии Головы. Несмотря на все усилия предшественников, невзирая на достижения современных хиромантов, эта линия всё ещё остается самым что ни на есть загадочным объектом для изучения при чтении рук, а вопросы, касающиеся исследования линии Головы, как никогда актуальны. До конца не выявлена её взаимосвязь с формой руки, не определено взаимодействие с основными и второстепенными линиями, не установлена взаимозависимость между линией и знаками на ней и, как следствие, не раскрыто её влияние на возможности мозга и ума человека и наоборот. Для меня это не просто предмет пристального внимания, а одна из наиболее любопытных и заслуживающих глубокой проработки задач, которые когда-либо возникали при чтении линий на руках.
В хиромантии линия Головы рассматривается на физическом и психологическом уровнях и располагается в центре ладони, см. рисунок ниже.
Употребляемое хиромантами название данной линии (линия Головы) даёт основания рассматривать её в широком смысле как линию, характеризующую наш ум. Что же в действительности мы видим на руке – физические характеристики мозга, способность ума или возможности интеллекта?
Для начала следует вспомнить известных российских и зарубежных ученых, причём не только тех, кто занимался исследованиями в области человеческого мозга ранее, но и тех, кто изучает мозг человека сегодня: К.В. Анохин, В.М. Бехтерев, Н.П. Бехтерева, В.А. Илюхина, Джон О’Киф, Ю.Д. Кропотов, С.В. Медведев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.Д. Столяров, Мэй-Бритт и Эдвард Мозер, Т.В. Черниговская и многие другие. Их труды основываются на предыдущих знаниях о мозге и дополняют выводы предшественников новыми знаниями.
Имеет смысл принять за основу определения, сформулированные представителями современной науки о мозге и поближе познакомиться с использующимися в тексте терминами – мозг, ум, интеллект, искусственный интеллект. На сегодняшний день эти определения являются общепринятыми.
Мозг. Это физический орган, находящийся под черепной коробкой, которая состоит из соединенных друг с другом тридцати восьми костей. Он разделен на три основные части (большой мозг, мозжечок, мозговой ствол), взаимосвязанные и отвечающие за жизнедеятельность всего организма человека. Его самой крупной частью является большой мозг. Внешний слой большого мозга образует кору головного мозга и отвечает за мышление человека. Мозжечок отвечает за координацию движений человека. Мозговой ствол представляет собой регулятор внутренних систем организма, таких как пищеварительная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная. По данным исследований человеческий мозг обладает пластичностью, так, например, при поражении какой-либо его части происходит компенсация его функций.
Внучка всемирно известного физиолога, психиатра и невропатолога Владимира Бехтерева, нейрофизиолог с мировым именем, руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Бехтерева (1924 – 2008) считала, что человеческий мозг — это живое существо, находящееся в нашем теле. В своей книге «Магия мозга и лабиринты жизни» Н.П.Бехтерева пишет о развитии науки о мозге человека, трудностях его изучения, видении будущего научных изысканий в этой сфере: «Проблема исследования мозга человека, соотношения мозга и психики – одна из самых захватывающих задач, которые когда-либо возникали в науке. Впервые поставлена цель познать нечто, равное по сложности самому инструменту познания. Ведь все, что до сих пор исследовалось, – и атом, и галактика, и мозг животного – было проще, чем мозг человека. С философской точки зрения неизвестно, возможно ли в принципе решение этой задачи. Ведь кроме приборов и методов главным средством познания мозга остается опять-таки наш человеческий мозг. Обычный прибор, который изучает какое-то явление или объект, сложнее этого объекта, в этом же случае мы пытаемся действовать на равных – мозг против мозга» [стр.159-160], изд. группы АСТ. Мозг это орган исключительной сложности, и каждый шаг на пути его исследования открывает новые горизонты для понимания механизмов его жизнедеятельности и работы.
Ум. Представляет собой способность думать, размышлять и обнаруживать новые решения поставленных задач, формировать причинно-следственные связи. Это мыслительная работа человека, лежащая в основе его осознанной или разумной деятельности. Иногда говорят, что ум даже можно «почувствовать». Существующее выражение «умные глаза» подразумевает, что именно по взгляду незнакомого нам человека, вне зависимости от уровня его образования и социального статуса, можно составить первое и, как правило, верное, впечатление о его уме. Невозможно объяснить, почему взгляд одного человека мы определяем как «умный», а взгляд другого человека не получает у нас такой оценки.
Встречается мнение, что ум это синоним интеллекта. Попробуем разобраться. В общепринятом смысле под интеллектом понимается совокупность человеческих способностей, позволяющих человеку мыслить, анализировать, усваивать и активно применять полученные знания в практической деятельности. Под интеллектом, как правило, понимают осведомленность, то есть человек может иметь великолепные знания в какой-либо области, но быть совершенно некомпетентным в другой области, и такой человек все равно будет интеллектуалом.
Результатом стремительного развития информационных технологий в XX веке и произошедшего вследствие этого информационного прорыва стало широкое внедрение тестовых систем оценки во все сферы жизни человека. Именно тогда появился тест IQ, при помощи которого осуществляется количественное измерение уровня развития интеллекта человека. Этот тест позволяет выявить совокупность человеческих способностей, благодаря которым становится возможным мыслить, обрабатывать информацию, усваивать знания и активно их применять в конкретной практической деятельности. Французский ученый-психолог, доктор медицины и права Альфред Бине (1857 – 1911), пытавшийся утвердить объективный метод исследования в психологии, основал первую Лабораторию экспериментальной психологии во Франции. В 1886 году он опубликовал свои первые научные труды «Психология умозаключения» и «Животный магнетизм», а в 1894 году А.Бине стал одним из основателей и главным редактором журнала «Психологический ежегодник» (L’Annee Psychologique), который до сих пор является главным психологическим журналом во Франции. Совместно с французским психологом Теодором Симоном (1873 – 1961) он разработал шкалу для определения уровня умственного развития и опубликовал ее в «Психологическом ежегоднике» в 1908 году. Эта шкала, получившая название «шкала умственного развития Бине — Симона» (так называемый IQ-тест), стала первым практическим тестом интеллекта. В 1916 году эта шкала была переработана американским психологом, профессором Стэнфордского университета Льюисом Терменом (1877 – 1956) в «шкалу интеллекта Стэнфорд — Бине». Впоследствии IQ-тест получил мировую известность как количественная оценка уровня интеллекта человека относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Сегодня IQ-тест активно используется работодателями при отборе кандидатов на работу. Его применяют в качестве показателя, оценивающего мыслительные способности претендента на замещение соответствующей должности. Одновременно с этим IQ-тест выявляет наличие/отсутствие у кандидата особого набора знаний и показывает степень его осведомленности в определенной области знаний.
Можно ли считать человека с высоким IQ умным человеком? Т.В.Черниговская, известный российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания, в одной из своих популярных лекций приводит пример о главном герое фильма «Человек дождя» (режиссёр Барри Левинсон, 1988), страдавшем чрезвычайно редким психическим расстройством – савантизмом. В переводе с французского языка «savant» означает «учёный», и это отклонение от нормы развития до сих не изучено. Такой человек может знать всё, но не быть способным разумно использовать эту информацию. Это один из ярких примеров того, что результаты теста IQ нельзя считать показателями гениальности.
В середине XX века появилось новое направление в науке – искусственный интеллект. Нейрофизиологи и психологи исследовали вопросы, связанные с возможностями человеческого мозга, а математики пытались создать алгоритмы для решения задач повышенной сложности, в итоге мир увидел первые компьютеры. Сегодня такое понятие как сверхум или искусственный интеллект стало привычным. Это ум, значительно превосходящий все лучшие умы человечества во всех областях. Такой сверхум может быть присущ только искусственному интеллекту, который может решать различные поставленные перед ним задачи, не отвлекаясь на еду, сон, продолжение рода, поддержание здоровой физической формы и поиски средств к существованию. Однако ему необходим доступ к энергоисточнику, ремонт и обновление существующих встроенных программ. Возможно, с развитием технологий он научится многое делать сам – и добывать энергию, и производить технический ремонт, и обновляться. Цивилизация уже вплотную подошла к решению этой задачи и всё дальше вторгается в опасную зону, в незнакомые и в чем-то закрытые области, где находится сложная для принятия мозгом информация.
После краткого исторического экскурса и знакомства с основными понятиями, характеризующими объект изучения современной науки о мозге, вернёмся к вопросу, который был поставлен в самом начале. Что же в действительности мы видим на руке – физические характеристики мозга, способность ума или возможности интеллекта? Прямого ответа на него нет, однако, определённая связь между характеристиками мозга и их проявлениями в начертании линии Головы существует. Для выявления общих признаков формирования указанной линии на ладонях мне представляется крайне важным изучить механизм этой взаимосвязи на основе практических исследований. Сопоставляя фактические данные и проводя аналогии, можно понять особенности трансформации линии Головы в процессе жизни человека. Во второй части настоящей статьи я попытаюсь сделать это. Возможно, это будет ещё один маленький шаг, который приблизит нас к пониманию обсуждаемых проблем и позволит немного приоткрыть завесу тайны под названием «Что мы знаем или должны знать о себе?».